Аннотация: Антропология как наука о человеке позволяет осветить вопрос о переплетении различных культур, не прибегая при этом  к традиционному модусу сравнения. Именно поэтому антропологическая модель идеально иллюстрирует механизм культурного трансфера. Ритуальные странствия различных австралийских племен сквозь символическое пространство континента и превращения, которые с ними при этом происходят, трансформация испанской культуры, подвергшаяся воздействию индейских племен Латинской Америки, сложные отношения между родственными, но враждующими между собой группами динков и нуэров, описанные в работе Эванса–Причарда, – все эти случаи являют собой очень важный пример культурного переноса. Модель эта может быть использована также и применительно к европейскому контексту, по отношению к которому антропологические исследования только еще начинаются.   Изучение трансфера делает акцент более на механизмах постоянной реконструкции новых условий существования общества, нежели на устойчивости традиционных структур. Но при этом глобализация, которая существовала всегда, вовсе не исключает образований, имеющих ограниченный срок действия, будь то нация, племя или меньшинство. Изучение трансфера не позволяет согласиться с ложной альтернативой: либо признание раз и навсегда установленных национальных различий – либо растворение в произвольности бесчисленных перекрестных влияний. В этом поиске баланса изучение культурного трансфера также находит поддержку в антропологических исследованиях: влияние изменяет принимающую культуру, но не уничтожает ее в том смысле, какой предполагает глобализация в узком значении этого термина.   Многие антропологи (начиная с  Франца Боаса и Бронислава Малиновского) решали проблему культурного трансфера не только в теории, но и в своей собственной жизни. Именно поэтому в область исследований теории культурного трансфера входит также и изучение истории гуманитарных наук, начиная с филологии римской эпохи и кончая востоковедением и историей искусства. Исследовательское поле культурного трансфера может быть расширено до сочетания трех  и более культурных пространств, став частью транснациональной истории.
Ключевые слова: антропология, культурный трансфер, сравнительный метод, культурные перемещения, транснациональная история, история гуманитарных наук
DOI: 10.31857/S241377150007802-5
Страницы: 43-53
Автор: Эспань Мишель
Сведения об авторе: Аффилиация: Высшая педагогическая школа Адрес: Франция, Париж
Автор 2: Дмитриева Екатерина Евгеньевна
Сведения об авторе 2: Аффилиация: Институт мировой литературы им. А.М.Горького РАН Адрес: Российская Федерация

Список литературы/ References

1. Espagne M., Werner M. Transferts. Les relations interculturelles dans l’espace franco-allemand. Paris, 1998.

2. Middell K. Forschungen zum Kulturtransfer. Frankreich und Deutschland // Grenzgänge. 1991.

3. Lüsebrink H.-J., Reichardt R. Histoire des concepts et transferts culturels, 1770–1815, Note sur une recherche // Genèses. 1994. № 14.

4. Transferts culturels triangulaires. France – Allemagne – Russie / K. Dmitrieva, M. Espagne (éd.). Paris, 1996.

5. Kulturtransfer im Epochenumbruch. Frankreich – Deutschland 1770 bis 1815 / H. Lüsebrink, J. R. Reichardt (Hg.). Leipzig, 1997.

6. Schmale W. Historische Komparatistik und Kulturtransfer. Bochum, 1998.

7. Middell K. Hugenotten in Leipzig. Leipzig, 1998.

8. Espagne M. Les transferts culturels franco-allemands. Paris, 1999.

9. Kulturtransfer. Kulturelle Praxis im 16. Jahrhundert / W. Schmale (Hg.). Wien, 2003.

10. Ver-rückte Kulturen. Zur Dynamik kultureller Transfers / F. Celestini, H. Mitterbauer (Hg.). Tübingen, 2003.

11. Revue germanique internationale / Michel Espagne (Hg.). N° 21: L’horizon anthropologique des transferts culturels. Paris, 2004.

12. Lüdtke A. Alltagsgeschichte. Frankfurt am Main, 1989.

13. Bolle W. Physiognomik der modernen Metropole. Köln, 1994.

14. Transnationale Öffentlichkeiten und Identitäten im 20. Jahrhundert / Hartmut Kälble, Martin Kirsch, Alexander Schmidt-Gernig (Hg.). Frankfurt am Main, 2002.

15. Vergleich und Transfer. Komparatistik in den Sozial-, Geschichts- und Kulturwissenschaften / H. Kalble, J. Schriewer (Hg.). Frankfurt am Main, 2003.

16. Glowczewski B. Du rêve à la loi chez les Aborigènes. Mythes, rites et organisation sociale en Australie. Paris, 1991.

17. Bernand C. Gruzinski S. Histoire du nouveau monde. Les métissages. Paris, 1993.

18. Turgeon L. Patrimoines métissés. Contextes coloniaux et postcoloniaux. Paris, 2003.

19. Evans-Pritchard E. The Nuer. A description of the modes of livelihood and political institutions of a Nilotic people. Oxford, 1976.

20. Bateson G. Ökologie des Geistes. Anthropologische, psychologische, biologische und epistemologische Perspektiven. – Frankfurt am Main, 1981.

21. Amselle J.-L. Logiques métisses. Anthropologie de l’identité en Afrique et ailleurs. Paris, 1990; Amselle J.-L. Branchements. Anthropologie de l’universalité des cultures. Paris, 2001.

22. Humboldt W. Über die gegenwärtige französische tragische Bühne. Paris im August 1799 // Wilhelm von Humboldt. Wilhelm von Humboldts Gesammelte Schriften / hg. von Albert Leitzmann. Bd 2. Berlin, 1904.

23. Malinowski B. Argonauts of the western Pacific. New York, 1922.

24. Espagne M. La question des imbrications culturelles chez Franz Boas // Revue Germanique Internationale. 2002. №° 17.

25. Frobenius L. Kulturgeschichte Afrikas 1933. Frankfurt am Main, 1993.

26. Kerenyi K. Apollon und Niobe. München–Wien, 1980.

27. Said E.-W. Orientalism. New York, 1979.

28. Espagne M. Le détour par l’Allemagne: voyages en pays germaniques et itinéraires intellectuels de Koyré, Kojève, Gurvitch // Pinakoteka. 2002. № 13/14.

29. Fournier M. Marcel Mauss. Paris, 1994.

30. Bougle C. Essai sur le régime des castes. Paris, 1993.

31. Espagne M. Lectures allemandes dans l’Année sociologique // L’Allemagne et la crise de la raison / Nicole Pelletier, Jean Mondot, Jean–Marie Valentin (Hg.). Bordeaux, 2001.

32. Nethercott F. Une rencontre philosophique. Bergson en Russie (1907–1917). Paris, 1995.

33. Нэтеркотт Ф. Философская встреча: Бергсон в России (1907–1917). М., 2008. [Nethercott, F. Filosofskaya vstrecha: Bergson v Rossii (1907–1917) [An Philosophic Encounter: Bergson in Russia]. Moscow, 2008. (In Russ.)]

34. Archiv und Gedächtnis. Studien zur interkulturellen Überlieferung / M. Espagne, K. Middell, M. Middell (Hg.). Leipzig, 2000.

35. Grandjonc J. Communisme / Kommunismus / Communism. Origine et développement international de la terminologie communautaire prémarxiste des utopistes aux néo–babouvistes 1785–1842. Trier, 1989.

36. Trautmann-Waller C. Quand Berlin pensait les peuples. Anthropologie, ethnologie et psychologie (1850–1890). Paris, 2004.

37. Levi-Strauss C. Anthropologie structurale. Paris, 1958.