Список литературы
1. Гачев Г. Человек против Правды//Неизвестный Горький (к 125-летию со дня рождения). М., 1994.
Контекст: ...И даже о самой знаменитой горьковской пьесе "На дне", которую не обходят вниманием и современные исследователи, наиболее интересные и значительные работы были написаны Г. Д. Гачевым [1, с. 207-270][41] и И.К. Кузьмичевым [2] задолго до "перестройки".
2. Кузьмичев И.К. "На дне" М. Горького: Судьба пьесы в жизни, на сцене и в критике. Горький, 1981.
Контекст: ...И даже о самой знаменитой горьковской пьесе "На дне", которую не обходят вниманием и современные исследователи, наиболее интересные и значительные работы были написаны Г. Д. Гачевым [1, с. 207-270][41] и И.К. Кузьмичевым [2] задолго до "перестройки".
3. Горький М. Материалы и исследования. Т. III. М.; Л., 1941.
Контекст: ...Горький, прочитав газетную заметку о бежавшем с каторги, жившем под чужим именем и разбогатевшем купце П.В. Рябинине, задумал написать роман о российском Жане Вальжане [3, с. 370-371].
4. Юзовский Ю. Максим Горький и его драматургия. М., 1959.
Контекст: ...Авторы упомянутых книг о драматургии Горького, Ю. Юзовский и Б. Бялик, справедливо рассматривали "Старика" как третью, заключительную часть "антидостоевской драматической трилогии" [4, с. 170] писателя, куда также входят пьесы "Зыковы" и "Фальшивая монета".
5. Горький М. Полное собрание сочинений. Художественные произведения: В 25 т. Т. 13. М., 1972.
Контекст: ...Держится почти неподвижно и мертвыми глазами щупает все вещи, всех людей" [5, с. 555].
6. Горький М. Собрание сочинений: В 30 т. Т. 12. М., 1951.
Контекст: ...О, таких людей много! Они любят страдание, потому что оно дает им право мстить, право портить людям жизнь." [6, с. 399-400].
7. Дом искусств. 1921. № 1.
Контекст: ...Судя по сообщению в журнале "Дом искусств" за 1921 г., пьеса была написана в 1915 г. [7, с. 75].
8. Бялик Б.А. М. Горький -драматург. 2-е изд. М., 1977.
Контекст: ...Их датировку ученый установил по упоминанию в них, среди прочего, семьи Артамоновых (ср. название будущего романа Горького "Дело Артамоновых"), которые ранее, еще в первой половине года, именовались писателем Атамановыми [8, с. 408].
9. Архив А.М. Горького ИМЛИ РАН. ХПГ-45-21/1-20 (3).
Контекст: ...Единственная фраза на упомянутом листке из блокнота, которая имела прямое отношение к слову "Пьеса": "Чужим грехом праведность искупаешь" [9], зачеркнутая Горьким (как правило, он делал это, когда считал материал использованным), могла в равной мере иметь касательство и к "Старику", и к связанной с ним своей морально-философской проблематикой "Фальшивой монете".
10. Молодая гвардия. 1926. № 8.
Контекст: ...Очерк был создан в 1925 г., однако звучал столь пессимистично, а местами даже ан-тиреволюционно, что редакция журнала "Молодая гвардия", где впервые появился его полный текст, была вынуждена, вероятно, по согласованию с автором, предварить публикацию примечанием, что он был написан, якобы, "до революции" [10, с. 27].
11. Красная газета. Вечерний выпуск. 1926. № 273. 18 ноября.
Контекст: ...Она еще не была напечатана или поставлена на сцене, когда нарком просвещения А.В. Луначарский, вероятно, безошибочным классовым чутьем уловив ее "несвоевременность", грубо обругал новое произведение в прессе за отсутствие в нем изображения революции [11].
12. Ли Ми Э. Идейно-эстетическое своеобразие "Рассказов 1922-1924 годов" А.М. Горького. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 2005.
Контекст: ...Отсюда почти зеркальный поворот эстетических оценок и воплощение <.> мироощущения, которое до революции опознавалось Горьким как пессимистическое и пораженческое" [12, с. 2-3].
13. Горький М. Полное собрание сочинений. Художественные произведения: В 25 т. Т. 17. М., 1973.
14. М. Горький в воспоминаниях современников. М., 1955.
Контекст: ...Особенно эти... гуманные» [14, с. 579]. (Последняя фраза относилась, видимо, уже не к старику Питириму, а к Луке.) При обращении Горького к теме стариков не следует, видимо, пренебрегать и учением Зигмунда Фрейда о подсознании, где бережно хранятся все наши детские психологические травмы (Горький, кстати, был знаком с его трудами и упоминал имя австрийского ученого в письмах).
15. Горький М. Полное собрание сочинений. Художественные произведения: В 25 т. Т. 7. М., 1970.
Контекст: ...Недаром в пьесе "Мещане" Горький отдал старику Бессеменову не только имя-отчество, но и социальный статус, и профессию своего деда ("зажиточный мещанин, старшина малярного цеха") [15, с. 6].
16. Максим Горький: pro et contra. Личность и творчество Максима Горького в оценке русских мыслителей и исследователей. 1890-е-1910-е гг. Антология.
Контекст: ...Бабушка - святую, покорную, кроткую, но бесформенную и пьяную душу Руси прошлого, а Дедушка - не святую, но деятельную и активную душу России будущего [16, с. 844-856].
17. Вестник театра. 1919. № 2. 6-7 февраля.
Контекст: ...Например, А. Треплев (псевдоним А.А. Смирнова) увидел в образе Старика отражение черт "старца" Григория Распутина и в заключение приходил к выводу, что пьеса в целом, якобы, утверждала идею: «На слом "карету прошлого"!» [17, с. 6].
18. Гудки. 1919. № 1. Март.
Контекст: ...А в пролеткультовском журнале "Гудки" некий Амчер писал, что в горьковской пьесе противопоставлены, будто бы, два мира -"мещанский, обывательский мир Мастаковского дома" и "буйно протестующий мир Старика" [18, с. 25].
19. Луначарский А. О театре. Сборник статей. Л., 1926.
Контекст: ...Правда, в конце статьи критик дипломатично выражал надежду, что писатель «может еще подарить нас каким-нибудь произведением, более ярким, чем его "Старик"...» [19, с. 99, 100].
20. Красная новь. 1922. № 3.
Контекст: ...Например, по мнению А.К. Воронского, в "Старике" нашли отражение "ошибочные воззрения Горького на русский национальный характер, а также политические колебания писателя в первые годы Октябрьской революции" [20, с. 267].
21. www.newnk.ru/publications/faces/315-lgrexir-borisa-blanka
Контекст: ...Хотя Бланк в одном из интервью признался в любви к творчеству Горького и совершенно справедливо объявил его "крупнейшим драматургом России и мира", поскольку "он поразительно, как никто другой, чувствует особенности национального характера" [21], тем не менее режиссер счел возможным переделать по-своему конец пьесы, ввести новых героев (например, молодого рабочего - певца и поджигателя), существенно изменить характеры некоторых персонажей и перенести время действия в 1905 г.