Скачать / Download:

PDF

Аннотация: В статье рассматривается жанровый состав эпистолярия А.С. Хомякова. Популярной в России в первой трети XIX в. традиции исповедального дружеского письма идеолог славянофильского кружка противопоставляет письмо-проповедь. Важнейшую роль в его письмах играют жанры с установкой не на личное, а на общезначимое (публицистическая статья, рецензия, автокомментарий, экзегетическое исследование и др.), и в их числе – прежде всего, притча, неотъемлемая часть любой проповеди. Хомяков отсылает к евангельским притчам, усиливая авторитетность своего учительного слова, но и сам говорит притчами, причем чаще преподносит их в редуцированном виде, сворачивая до пословично-афористичных сентенций. Не менее важную роль в его эпистолярии играет антиномичный притче жанр – анекдот, тоже представленный как в полной, так и в редуцированной форме (остроте). Несколько ослабляя авторитарность учительного слова, он вместе с тем повышает его действенность, поскольку ставит адресата в ситуацию свободного выбора и равноправия с адресантом письма.
Ключевые слова: А.С. Хомяков, письмо, эпистолярий, жанр, проповедь, притча, анекдот, пословично-афористичная сентенция, острота
DOI: 10.31857/S241377150006112-6
Страницы: 48-55
Автор: Кузьмина Марина Дмитриевна
Сведения об авторе: Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна Адрес: Российская Федерация, Cанкт-Петербург

Список литературы/ References

1. Гинзбург Л.Я. “Застенчивость чувства”. По поводу писем людей пушкинского круга // Красная книга культуры. М., 1987. С. 183–188.

2. Кузьмина М.Д. Дружеское письмо 1830-х годов: заграничные корреспонденции Т.Н. Грановского // Вестник Череповецкого государственного университета. 2016. № 3 (72). С. 48–51.

3. Хомяков А.С. Полное собрание сочинений: В 8 т. Т. 8. М., 1900. 538 с.

4. Левин Ю.И. Структура евангельской притчи // Левин Ю. И. Избранные труды. Поэтика, семиотика. М., 1998. C. 520–542.

5. Василий Великий, свт. Беседы на псалмы. М., 2014. 431 с.

6. Тюпа В.И. Нарративная стратегия притчи в литературной традиции // Притча в русской словесности: от Средневековья к современности: коллект. монография / Отв. ред. Е.Н. Проскурина, И.В. Силантьев. Новосибирск, 2014. С. 34-78.

7. Тюпа В.И. Грани и границы притчи // Традиция и литературный процесс. Новосибирск, 1999. С. 381–387.

8. Добротворский С. Притча в древнерусской духовной письменности // Православный собеседник. Казань, 1864. Апрель. С. 375–415.

9. Древнерусская притча / Сост.: Н.И. Прокофьев, Л.И. Алехина. М.: Советская Россия, 1991. 528 с.

10. Прокофьев Н.И. Древнерусские притчи и их место в жанровой системе литературы русского средневековья // Литература Древней Руси: Межвуз. сб. науч. тр. М.: Изд-во МГПИ, 1988. С. 3–16.

11. Ромодановская Е.К. Древнерусская притча: самоопределение жанра // Труды Отдела древнерусской литературы. Т. 54. СПб.: Наука, 2003. С. 192–200.

12. Ромодановская Е.К. Специфика жанра притчи в древнерусской литературе // Евангельский текст в русской литературе XVIII–XX веков: Цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр. Вып. 2. Петрозаводск, 1998. С. 73–111.

13. Тюпа В.И. Двуязычие “Повестей Белкина”: анекдот и притча // Гуманитарные науки в Сибири. Серия “Филология”. Новосибирск, 1999. № 4. С. 8–13.

14. Тюпа В.И. Художественность чеховского рассказа. М.: Высшая школа, 1989. 135 с.

15. Введение в теорию коммуникации. Авторский ридер к лекционному курсу / Сост. В.И. Тюпа. URL: https://studfiles.net/preview/4347106/ (дата обращения: 27.11.2018).

16. Кошанский Н. Частная риторика. Изд. 3-е. СПб., 1936. 165 с.

17. Петровский М. Анекдот // Литературная энциклопедия. Словарь литературных терминов / Под ред. И. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина и др.: В 2 т. Т. 1. М.; Л., 1925. Стлб. 52–53.

18. Курганов Е.Я. Анекдот как жанр русской словесности. М.: ArsisBooks, 2015. 264 с.

19. Кошелев В.А. Парадоксы Хомякова. Заметки и наблюдения. М.: Индрик, 2004. 216 с.

20. Кузьмина М.Д. Принцип парадокса в письмах А. С. Хомякова // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Серия 2. Искусствоведение. Филологические науки. 2018. № 2. С. 82–91.